Версия сайта для слабовидящих
292

11. Доступная среда

Специально оборудованные учебные кабинеты:

В образовательном учреждении учебные кабинеты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учебные кабинеты оборудованы мебелью и инвентарём для организации безопасного учебного процесса, в том числе и для детей с ОВЗ.

Специально оборудованных кабинетов и технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для проведения практической части занятий в учреждении оснащены кабинеты: физики, химии, технологии, информатики, биологии, спортивный зал. В школе имеется актовый зал, сцена которого оборудована специальной вертикальной платформой -подъемником для инвалидов.

Для проведения коррекционных занятий в школе оборудован кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Также приобретено специальное оборудования для оснащения сенсорной комнаты.

О библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

На втором этаже школы располагается библиотека, которую можно использовать в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств обучения. В помещении библиотеки выделена рабочая зона с читательскими местами. В читальном зале библиотеки выделена зона тихого чтения и зона групповых занятий и презентаций, также тут предусмотрена зона экспонирования творческих работ (арт-холл).

Оснащение библиотеки позволяет использовать ее инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В школе созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей.

В здании школы имеются большой и малый спортивные залы. При залах предусмотрены снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, душевые, туалетная комната для инвалидов. Спортивный инвентарь, находящийся в зале, укреплен в соответствии с СанПиН.

При школе оборудован стадион. Спортивное ядро стадиона состоит из футбольного поля, 2-х площадок для занятий физкультурой и 4-х беговых дорожек. Рядом со спортивным ядром размещены следующие площадки: площадка для баскетбола, площадка для волейбола, полоса препятствий, гимнастическая площадка и площадка с тренажерами. Также на пришкольном участке предусмотрена площадка для игр детей, посещающих группы продленного дня, оборудованная детскими игровыми комплексами.

Оборудование в спортивных залах и на спортивной площадке не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей-инвалидов по зрению ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для всех обучающихся, в том числе, для инвалидов и детей с ОВЗ, в школе имеются все необходимые средства обучения и воспитания, которые обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В образовательном процессе широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, математические символы, наглядные пособия, видеоуроки, различное лабораторное оборудование.  

В образовательном учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
  • визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам; натуральные объекты (на уроке биологии)., портреты художников и композиторов.
  • механические визуальные приборы: микроскоп.
  • аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
  • средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, интерактивные панели,  принтеры.
  • спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, гимнастическое оборудование, лыжи, спортивные снаряды.

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач.

Средства воспитания:

  • общение (непосредственное, опосредованное) в форме прямых контактов учителя и обучающегося и индивидуальных бесед;
  • учение, когда учитель воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия;
  • труд осуществляется через дежурство по классу, выполнение трудовых поручений;
  •  игра используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, соревновательные.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В школе созданы условия и обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание. Центральная лестница основного входа в здание оборудована вертикальной платформой - подъемником для инвалидов. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Дверные проемы входной группы и в здании школы соответствуют требованиям для перемещения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья внутри здания школы.

Для обеспечения доступности МГН на все этажи, здание школы оборудовано лифтом в лестничной клетке (в непосредственной близости от центрального входа, доступного для МГН).

На каждом этаже здания в составе группы санузлов для обучающихся и персонала оборудованы универсальные санитарные кабины для МГН.

Специальные условия питания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105» имеется столовая, с обеденным залом на 282 посадочных места. Обслуживание обучающихся происходит на переменах между уроками по определённому графику, разрабатываемому администрацией школы. Дверные проёмы в обеденный зал соответствуют всем необходимым требованиям, что позволяет пользоваться школьной столовой инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные условия охраны здоровья, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105» проводится ряд мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями:

  • определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
  • ведется пропаганда здорового образа жизни;
  • созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
  • созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
  • ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
  • кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
  • в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.

В соответствии с законодательством РФ определены основные направления работы по обеспечению безопасности:

  • организация и управление безопасным образовательным пространством; 
  • антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму и экстремизму;
  • обеспечение охраны образовательного учреждения;
  • информационная безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • энерго-электробезопасность.

В школе на постоянной основе проводится работа по совершенствованию материально-технической базы с целью повышения антитеррористической безопасности и охраны труда всех участников образовательных отношений.

В здании установлены:

  •  система автоматической подачи сигналов средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
  •  система видеонаблюдения (внутренняя и наружная);
  •  система «Тревожная кнопка»;
  •  световые указатели запасных выходов;
  •  планы эвакуации;
  •  огнетушители;
  •  ограждение по периметру территории школы.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учителя, учитель-логопед, социальный педагог.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

Обучающиеся имеют возможность работать в сети «Интернет» в школьной библиотеке, компьютерных классах, оснащенных компьютерами с доступом к сети «Интернет».

Контроль за обучающимися осуществляет: в урочное время — педагог, ведущий занятие; во внеурочное время — лицо, уполномоченное приказом директора.

Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

В школе имеются цифровые лаборатории для школьников по предметам химия, биология, ОБЖ, физика, математика, естествознание. Оборудование используется в рамках реализации образовательной программы.

В школе используется электронный дневник и журнал — это сервис, позволяющий участникам образовательного процесса получать информацию об учебных расписаниях, текущих и итоговых отметках и домашних заданиях в режиме онлайн.

Дополнительно в школе предоставлена возможность обучающимся и педагогам пользоваться следующими электронными образовательными ресурсами:

https://resh.edu.ru

http://www.planetashkol.ru

http://school-collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru

https://education.yandex.ru

https://www.yaklass.ru

https://uchi.ru

Доступ к электронным образовательным ресурсам имеется у всех обучающихся, в том числе и у детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:

В образовательной организации функционирует официальный сайт школы в сети «Интернет», который адаптирован с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с привидением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.

Других специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:

Общежитие и интернат отсутствуют.

- Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Общежитие и интернат отсутствуют.